Почему в ваших социальных сетях так много коррупции и котиков

image.jpg

Каждый день, заходя в социальные сети, видите прежде всего картинки милых котиков и очередные сообщения о чудовищной российской коррупции и несправедливости, а других тем будто бы не существует? Новое исследование китайских ученых объясняет, почему выходит именно так.

Сотрудники Пекинского университета авиации и космонавтики решили проверить расхожее мнение о том, что в социальных сетях похожие люди обычно притягиваются друг к другу. Их заинтересовало, может ли это привести к подобному или даже стадному поведению в интернете.

Данные для работы собирались в течение шести месяцев в 2010 году в социальной сети Weibo - китайском гибриде Facebook и Twitter с аудиторией 500 миллионов пользователей. Ученые сохранили 70 миллионов твитов, написанных двумя стами тысячами активных участников, и построили собственную сеть их взаимодействия (см. схему). После этого все публикации поделили в соответствии с четырьмя эмоциями: гневом (красный цвет связей), счастьем (зеленый), печалью (синий) и отвращением (черный).

Между знакомыми пользователями исследовалась корреляция эмоциональной окраски сообщений. Самые маленькие корреляции оказались у печали и отвращения: если у вас депрессия, вы вряд ли заразите ею других. Зато хорошее настроение, наоборот, очень активно передается от одного пользователя к другому - например, все любят фотографии милых животных. Но лучше всего распространяется гнев.

В рамках работы две группы событий выступали триггерами злых и яростных сообщений: внешние военные столкновения и внутренние социальные проблемы, в первую очередь - государственная коррупция. В итоге обе темы являлись стержнем информационной повестки дня. Замените Китай 2010 года из исследования на Россию 2013 года, и вы встретите сходное состояние блогосферы. Значит ли это, что сообщения о коррупции и разложении государственных институтов преувеличены и являются лишь частью истерики в социальных сетях? Конечно, нет: прочие темы просто менее интересны обществу, а потому с легкостью вытесняются. Фактически с помощью гнева происходит неосознанная фильтрация самых важных новостей.

Полностью ознакомиться с текстом научной статьи можно на arxiv.org.