Китайские психологи научились определять тип личности по поведению в социальных сетях

59images.jpg

Современная психология утверждает, что человеческую личность можно разложить по пяти полочкам:

(1) приятность - степень полезности, отзывчивости, благожелательности; (2) добросовестность - дисциплинированности, организованности, целеустремленности; (3) экстраверсия - коммуникабельности, уверенности в себе, болтливости; (4) невротизм - эмоциональной стабильности, контроля над порывами и тревогой; (5) открытость - интеллектуального любопытства, стремления к новизне и разнообразию.

Психологи потратили много времени и сил на разработку тестов, которые позволяют классифицировать людей по этим критериям. Шотянь Бай из Высшего университета Китайской Академии наук и его коллеги предложили более короткий путь: они полагают, что можно определить личность человека по его поведению в социальных сетях.

Влезть в душу через Интернет?

Метод относительно прост. Ученые попросили более 200 китайских студентов, имеющих учетные записи в местной социальной сети "Жэньжэнь" ("Фейсбук" в Поднебесной запрещен), заполнить в онлайн-режиме стандартный опросник NEO PI-R, разработанный Калифорнийским университетом в Беркли (США) в 1990-х годах. Одновременно исследователи проанализировали странички добровольцев, отметив возраст, пол и различные аспекты интернет-поведения: частота появления новых записей в блогах, эмоциональное содержание сообщений и т. д.

Затем специалисты попробовали различные вычислительные методы для поиска соответствий между результатами тестирования и того, что показали странички. И действительно, онлайн-активность оказалась хорошим индикатором типа личности. Например, добросовестные люди чаще делают перепост сообщений с просьбой о помощи; экстраверты увлекаются смайликами; частота обновлений статуса коррелирует с открытостью; невротизм измеряется количеством сердитых комментариев.

Исследователи отмечают, что этот метод может оказаться весьма полезным для точечной рекламы и рекомендательной системы социальной сети (мол, дорогой пользователь, вам обязательно понравится ежедневно просматривать новости международных отношений). Кроме того, авторы приходят к наивному выводу, что похожие люди с радостью подружатся и разделят интерес к одним и тем же книгам, фильмам, музыке.

Ну, и конечно, методой воспользуются люди, подыскивающие себе очередную наивную жертву, которую можно будет заманить в лес, изнасиловать и убить, завербовать в секту или превратить в террориста.

Если серьезно, то подобные штудии вызывают большие сомнения. Все еще под вопросом сам факт того, что в онлайне мы отвечаем на вопросы тестов так же, как в офлайне, ведь замечено, что мы порою выглядим совершенно по-разному, отвечая на них письменно и устно. Кроме того, есть разные культуры - возможно, выводы, сделанные на китайцах, не сработают на чероки и зулусах. Что ж, Шотянь и компания намерены прояснить эти вопросы.

Результаты исследования опубликованы на сайте arXiv (arxiv.org/abs/1204.4809 "Big-Five Personality Prediction Based on User Behaviors at Social Network Sites").

По материалам Technology Review.