Из-за глобального потепления над Атлантикой будет трясти сильнее

airplanes01-466x350.jpg

Изменение климата и глобальное потепление на планете приведет к тому, что на трансатлантических маршрутах возрастет турбулентность. Это произойдет уже в середине текущего столетия, сообщает Aviation Week со ссылкой на заявление британских ученых из университетов Рединга (University of Reading) и Восточной Англии (University of East Anglia).

В частности, ученые заявляют, что виной всему научно-технический прогресс и развитие промышленности. По данным ряда исследований, на изменение состава и плотности атмосферы влияют выбросы вредоносных веществ, а перепады атмосферного давления в свою очередь приводят к образованию турбулентности.

Согласно прогнозам, уже к 2050 г. наличие в атмосфере углекислого газа в два раза будет превышать нормы доиндустриального периода. В результате компьютерного моделирования поведения воздушных масс над Атлантикой ученые выснили, что к середине столетия при полетах на крейсерских высотах в пределах 50-75 градусов северной широты и 10-60 градусов западной долготы в зимний период случаи турбулентности возрастут на 10-40%, а области атмосферы, где турбулентность может возникнуть, увеличатся на 40-170%. Из- за повышенной турбулентности увеличатся длительность полета и расход топлива, что в свою очередь приведет к увеличению выбросов в атмосферу. "Таким образом, авиация в первую очередь несет ответственность за изменение климата и сама же усложняет себе жизнь", - говорит Пол Уильямс из Университета Восточной Англии.

Расходы на турбулентность ежегодно стоят авиакомпаниям миллионы долларов - пассажиры и члены экипажа могут получить травмы, самолеты - повреждения, к тому же рейсы задерживаются. Тем не менее, сложность ситуации заключается в том, что невозможно предугадать расположение зон турбулентности во время полета с помощью спутника или бортового оборудования. В среднем, время, затраченное на прохождение зон турбулентности, занимает около 3% от всей продолжительности полета.

Число инцидентов, произошедших в результате попадания самолета в зону турбулентности, возросло в пять раз по сравнению с 1980 г. Для решения этой проблемы Евросоюз еще в прошлом году поручил разработать специальный радар- детектор, который с помощью ультрафиолетовых лучей способен определять приближение зону турбулентности. Это необходимо для того, чтобы пассажиры, находящиеся в самолете, успели пристегнуться.

При всей тревожности выводов британских ученых, необходимо отметить, что роль антропогенного фактора в изменении климата не вполне доказана, а атмосферная динамика углекислого газа с учетом его потребления сухопутными растениями и водорослями мирового океана и вовсе остается малоизученной. Один из наиболее перспективных возможных вариантов решения проблемы избыточного углекислого газа в атмосфере - не ограничение выбросов, а выведение новых сортов растений (в том числе. и методами генной инженерии) с увеличенной корневой системой. Это приведет к крайне эффективному связыванию газообразного диоксида углерода и выводу его из атмосферного оборота. Однако новые агрономические технологии, да еще и с генетическими модификациями, вызывают гораздо меньше понимания и поддержки в общественном мнении, чем незатейливые попытки обложить гражданскую авиацию и ее пассажиров дополнительными поборами "на экологию".

Алексей Синицкий и Екатерина Сороковая

Авиатранспортное обозрение